ВС РФ подтвердил законность нормы, обязавшей всех собственников нежилых помещений в МКД перейти на прямые договоры с РСО с 1 января 2017 г.

Верховный Суд РФ отказался отменить норму п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства N 354, которая императивно обязывает всех собственников нежилых помещений в МКД заключать прямые договоры с РСО на поставку воды, тепла, электричества, газа и на отведение сточных вод, а в противном случае — оплачивать их как «бездоговорные», по пятикратному нормативу. Указанная обязанность введена с 01.01.2017, никак не зависит от любых других условий — например, решения общего собрания собственников помещений МКД (далее также ОСС) или способа управления МКД.

С требованием о признании недействующими некоторых абзацев п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг обратились сразу несколько административных истцов — собственники нежилых помещений МКД, в котором организован ТСЖ, и само это ТСЖ. В качестве основания иска были выдвинуты такие доводы:

— обязанность собственников нежилых помещений (кроме машино-мест) в МКД заключать договоры ресурсоснабжения с РСО противоречит положениям ст. 421 ГК РФ о свободе договора и запрете к его понуждению, кроме случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена самим ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством, а также ст. 426 ГК РФ о публичном договоре;

— норма противоречит также положениям п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ (о том, что решение о переходе собственников на прямые договоры с РСО относится к исключительной компетенции ОСС МКД), ч. 1 ст. 135 и ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ (о праве ТСЖ предоставлять коммунальные услуги лицам, пользующимся помещениями в МКД), п.п. 12 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ (о переходе на прямые договоры с РСО только по решению ОСС или прекращению ранее действующих);

— кроме того, оспариваемые положения нарушают принцип равенства участников гражданских правоотношений и равенство собственников жилых и нежилых помещений в получении коммунальных услуг, поскольку у собственников квартиры подобной обязанности нет;

— и при всем том являются нормой меньшей юридической силы, чем ЖК РФ и ГК РФ, а следовательно, изданы с превышением полномочий Правительства РФ.

Верховный Суд РФ не согласился с этими доводами:

— спорные Правила приняты в пределах полномочий Правительства РФ, поскольку именно ему, согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, предписано установить правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД;

— оспариваемая норма соответствует нормам гражданского и жилищного законодательства, законодательства о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, а ст. 157.2 ЖК РФ допускает для РСО заключение прямого договора с каждым собственником помещения в МКД и не исключает установление условий предоставления коммунальных услуг собственникам нежилых помещений в таком доме;

— спорная норма, которая предусматривает отдельные условия предоставления коммунальных услуг собственникам нежилых помещений в МКД, не препятствует им в реализации их прав на участие в деятельности по управлению домом. А значит, и не может рассматриваться как нарушение принципов, составляющих основные начала гражданского законодательства (равенство участников регулируемых ими отношений, свобода договора).

Итог: в удовлетворении административного иска отказано полностью (решение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2018 г. N АКПИ18-1161).

 

По данным ИПС Гарант

 

Напечатать страницу Напечатать страницу

Читайте также: