Борьба с коррупцией – дело общее!

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

Интервью с начальником отдела прокуратуры Республики Саха (Якутия) по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции советником юстиции Романом Билоусом

 Что такое коррупция и какие у нее есть формы и виды?

Коррупция представляет собой весьма сложное социально-юридическое явление. Определение термина коррупция указанно в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и имеет весьма сложную структуру.

Выражаясь простым языком можно определить коррупцию, как процесс или акт, при котором должностное лицо, наделенное определенной властью, использует ее для личного обогащения или обогащения третьих лиц.  Именно корысть позволяет отграничить коррупцию от иных должностных правонарушений.

Так, не относятся к коррупции допускаемые должностными лицами карьеризм, желание скрыть свою некомпетентность или не быть привлеченным к ответственности, ложно понятые интересы службы и т.д.

Часть форм коррупции приведены в самом определении термина «коррупция». К ним относятся, например, взяточничество, злоупотребление служебным положением (конечно же с корыстным мотивом), коммерческий подкуп. Это уголовно-наказуемые деяния.

Кроме того, существует и огромный блок запретов, ограничений и обязанностей, направленных на противодействие коррупции. К таковым относятся:

— обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и об имуществе;

— обязанности по урегулированию конфликта интересов;

— запрет заниматься определёнными видами деятельности, например, предпринимательской и т.д.

 

Могут ли государственные и муниципальные служащие заниматься иной работой? Не нарушает ли это запрет?

Для лиц, замещающих государственные должности, будь то министры, депутаты Ил Тумэн на постоянной основе и т.д., установлен запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, преподавательской или научной. При этом такая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, граждан и организаций по общему правилу.

Для государственной и муниципальной службы такого ограничения и запрета нет. Есть лишь обязанность по уведомлению работодателя. Обращаю внимание — уведомлению, а не получению разрешения. И, конечно же, обязанность по недопущению конфликта интересов.

Но коммерцией служащим заниматься нельзя. Государство запрещает служащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 

Будет ли конфликт интересов, если министр или иное должностное лицо устроит в подведомственную организацию своего родственника?

Конечно, при назначении на руководящую должность в подконтрольной организации возникает ситуация, сопряженная с конфликтом. И даже если на указанную должность назначает не сам министр, то уведомить о возможном конфликте своего работодателя он обязан. Например, в этом году подобные нарушения были выявлены прокуратурой в действиях министра связи и информационных технологий республики. Данный министр был отстранен от занимаемой должности, а после покинул свой пост.

 

При трудоустройстве бывшего служащего необходимо 2 года сообщать о его назначениях по месту последней службы. Расскажите, распространяется ли это на передвижение по службе?

При передвижении в рамках одной организации – нет. Но если служащий в течении 2 лет повторно устраивается в одну и туже организацию, то необходимо направлять два уведомления. Иначе руководитель и организация могут быть привлечены за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, где штраф для юридических лиц составляет до 500 тысяч рублей.

 

Имеются ли на территории Якутии случаи увольнения должностных лиц в связи с утратой доверия? Применяется ли такая санкция?

Да, за 9 месяцев текущего года 2 служащих было уволено в связи установленными в ходе прокурорских проверок нарушений требований и запретов антикоррупционного законодательства.

В отношении 19 депутатов муниципальных образований по требованиям прокуроров были досрочно прекращены полномочия в связи с их отказом в предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

При этом, в текущем году возникла ситуация, когда около 400 депутатов муниципальных образований первоначально отказались предоставлять указанные сведения. Благодаря совместной и слаженной работе прокуроров и Управления при Главе республики по профилактики коррупционных и иных правонарушений удалось убедить более 300 депутатов исполнить возложенные на них обязанности. Тем, кто не внял нашим призывам, пришлось лишиться своих мандатов.

 

В обязательном ли порядке лицо, допустившее конфликт интересов, подлежит увольнению?

Несмотря на то, что федеральный закон предусматривает ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия в отношении лиц, допустивших и неурегулировавших конфликт интересов, практика позволяет применять и более мягкие виды дисциплинарной ответственности, такие как замечание, выговор и т.д.

Об этом, кстати, также указано в июльских методических рекомендациях Минтруда, изданных во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного указом Президента Российской Федерации.

Итоговое решение о применении  или неприменении взыскания и его вида принимает работодатель. Решение комиссии для него носит рекомендательных характер.

 

Помогает ли общественность в борьбе с коррупционными проявлениями?

Конечно. Основным источником информации, как для прокуратуры, так и для остальных правоохранительных органов, являются сообщения граждан о совершенных коррупционных преступлениях и правонарушениях.

К сожалению, большинство из них, сводятся к оспариванию решений или действий должностных лиц. Их часто считают коррупционерами только из-за занимаемой должности. В быту распространено мнение, что раз чиновник, то значит коррупционер, имеет место формулировка «не просто так же он это сделал». Вместе с тем, каждому обращению уделяется особое внимание, проводится полный комплекс проверочных мероприятий, чтобы установить истину. Имеют место случаи, когда даже в республиканских органах должностные лица были вынуждены уволиться после прокурорской проверки по обращениям граждан.

 

Многие лица не хотят сообщать о фактах коррупции, поскольку боятся, что впоследствии на них могут оказать давление? Есть ли какие-нибудь механизмы защиты?

Защита лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях и преступлениях, это важная государственная задача.  Согласно Указу Президента от 02.04.2013 №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» установлен особый порядок применения мер, в том числе дисциплинарного характера, к лицам сообщившим о фактах коррупции.

Согласно данному порядку рассмотрение вопросов их привлечения к ответственности или увольнения осуществляется на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению с возможностью участия прокурора.

У нас уже есть практика, когда прокуратура не позволяла уволить лиц, сообщивших о фактах коррупции.

Кроме того, для лиц, сообщивших о коррупционных преступлениях, по их заявлению может рассматриваться вопрос о государственной защите, как участника уголовного судопроизводства.

В любом случае обращения в прокуратуру мы обдумаем какой комплекс мер и гарантий применить для заявителя в конкретной ситуации.

 

Освобождается ли лицо, давшее взятку и сообщившее об этом, от ответственности?

Да, в соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ лица, сообщившие о факте взятки и способствовавшие раскрытию данного преступления, освобождаются от уголовной ответственности.

Это очень действенная мера для лиц, которые осознали последствия совершенного ими преступления и готовы сотрудничать со следствием.

Могу достоверно сказать, что на нашей практике не единичны случаи, когда лица, в силу сложившихся жизненных ситуаций, приходят в правоохранительные органы и сообщают о ранее совершенных преступлениях.

Кроме того, с августа текущего года в законодательство внесены изменения, согласно которым от административной ответственности освобождается юридическое лицо, в интересах которого давалась взятка или коммерческий подкуп, если руководство данного юридического лица способствовало выявлению данного правонарушения.

 

В каких сферах выявляются преступления коррупционной направленности? Какая наибольшая сумма похищенных денежных средств была в Вашей практике?

Следует, прежде всего, отметить, что в текущем году правоохранительными органами республики выявлено 124 преступления коррупционной направленности.

К сферам, наиболее подверженным коррупционной преступности, относятся: управление и распоряжение имуществом, денежными средствами, осуществление государственных и муниципальных закупок.

Около 55% коррупционных преступлений приходятся на хищения, совершенные с использованием служебного положения, 36% — на взяточничество.

Что касается похищенных денежный средств, то наибольшая сумма в последние годы установлена по уголовному делу, возбужденному в отношении начальника отдела налогового органа г. Нерюнгри и бухгалтера Артели старателей «Пламя», которые по предварительному сговору путем незаконного возврата за якобы уплаченные налоги похитили из бюджета денежные средства в размере около 200 миллионов рублей. Фигуранты объявлены в международный розыск. Часть денежных средств установлена. Кроме того, следственными органами наложен арест на счета и имущество на сумму около 100 миллионов рублей.

 

Можно ли привлечь к ответственности за взятку преподавателя школы или ВУЗа? Имеются ли на территории республики такие факты?

Да, преподаватели попадают по категорию лиц, которых можно привлечь за получение взятки. Но в последние годы правоохранительными органами республики в основном выявляются факты хищений со стороны руководителей учебных и иных социальных учреждений.

 

Имеется ли какое-либо поощрение за сообщение о коррупционном преступлении?

К сожалению, на законодательном уровне, такие поощрения не предусмотрены. Вместе с тем, ни кто не ограничивает работодателя в поощрении своего работника в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, надо воспринимать сообщение о каком-либо правонарушении, в том числе коррупционном, как общественный долг. Указанное помогает нам делать нашу с вами жизнь лучше.

 

Видеоролики Генеральной прокуратуры РФ:

Плохая привычка

https://yadi.sk/i/EamaHqqHztfuZw

https://youtu.be/NxSA7zLZaAA

(46 сек)

Эстафета добрых дел

https://yadi.sk/i/KS1rrK-gBHHYOg

https://www.youtube.com/watch?v=Huq_VMGBiDo

(1 мин 36 сек)

Продажный чиновник

https://yadi.sk/i/KOsK54Y9sT7T0w

https://www.youtube.com/watch?v=cKl8uTsluWw

(51 сек)

Видеоролик прокуратуры РС(Я) «Что делать, если вам предлагают дать взятку?»

https://yadi.sk/i/VvIpD0Sqj_aWDQ

https://www.youtube.com/watch?v=4rLs4dPFpYY

(39 сек)

 

 

Напечатать страницу Напечатать страницу

Читайте также: