«Как избежать кражи денежных средств с банковской карты»

 

Сегодня практически у каждого гражданина есть банковская карта. На счет данной карты кто-то получает зарплату, кто-то пенсию, кто-то стипендию, пользоваться банковской картой очень удобно. А если еще и подключить услугу «мобильный банк», позволяющий получать информацию обо всех операциях по картам, а также совершать платежи, переводы и другие операции с помощью мобильного телефона в любое время и в любом месте, то можно все контролировать, не выходя из дома, без походов в банк. Просто и удобно. Но если кто-то извлекает из данных новшеств только пользу, используя весь спектр предлагаемых банком услуг, то есть и те, которые попались на уловки преступников.

Основным видом преступления с банковскими картами является хищение денежных средств при помощи услуги «мобильный банк», особенностью которой является то, что преступники используют сим-карты (абонентские номера), которыми ранее пользовались потерпевшие и с помощью которых осуществляли какие-либо операции с банковскими картами. По статистике каждое пятое снятие денег с карты связано с «мобильным банком», при этом данный вид хищений становится все более распространенным. Суммы варьируются от 500 рублей до нескольких десятков тысяч. Подобные действия квалифицируются согласно Уголовному кодексу РФ как кража (ст.158 УК РФ) или мошенничество (ст.159 УК РФ).

Снятие денежных средств происходит с абонентских номеров, к которым в свое время была подключена услуга «Мобильный банк», потерпевшими же зачастую становятся пользователи расчетных карт ОАО «Сбербанк России».

Также несанкционированные операции проводятся вследствие заражения устройств мобильной связи вредоносными программами (в том числе вирусами), через спам-рассылку сообщений (СМС-сообщений, сообщений электронной почты), содержащих ссылки на внешние ресурсы, или при переходе пользователя устройства мобильной связи по ссылкам на ресурсы сети Интернет. При переходе пользователя по таким ссылкам вирус устанавливается на устройство мобильной связи.

Преступник создает вредоносный код – вирус, который вместе с другими приложениями попадает в ваш сотовый телефон. В процессе использования мобильного приложения с вредоносным кодом, ваш логин и пароль становится доступным злоумышленнику.

Еще одна особенность вируса — способность блокировать СМС-отчеты и СМС-сообщения, отправляемые на ваше мобильное устройство из банка. Что же получается? Злоумышленник, получив все данные, входит под вашим логином в личный кабинет. Вам на телефон отправляется СМС сообщение с кодом доступа, но вы его не видите, зато отлично считывает преступник и использует его для дальнейших операций.

СМС-отчет о снятии денег с карточки владелец также не получает и пребывает в неведении еще долгое время. Вскрывается факт кражи, как правило, при попытке рассчитаться пустой пластиковой картой.

Следует отметить, что, как и при любых других преступных посягательствах на имущество граждан, нельзя забывать главные правила, которые смогут обезопасить граждан от несанкционированных снятий денежных средств с банковских карт:

  1. Никому и никогда не сообщать ПИН-код карты. Хранить его отдельно от карты, не в кошельке и бумажнике.
  2. Не передавать карту другим лицам. Все операции с картой должны проводиться в присутствии владельцев (на их глазах).
  3. В случае утери (кражи) карты немедленно блокировать в банке, выдавшем ее.
  4. Пользоваться защищенными банкоматами (расположенными в безопасных местах и оборудованных системой видеонаблюдения), не оснащенными какими-либо подозрительными дополнительными устройствами.
  5. По всем вопросам советоваться с банком, позвонив по телефону, указанному на карте.
  6. При смене номера телефона, на который подключена услуга «Мобильный банк», необходимо обратиться в любое отделение Банка и оформить заявление на отключение услуги «Мобильный банк».
  7. При утрате мобильного телефона, на котором подключена услуга «Мобильный банк» или установлено мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», необходимо срочно обратиться к своему оператору сотовой связи для блокировки SIM-карты, а также в Контактный центр Банка для приостановки действия услуги «Мобильный банк» или «Сбербанк Онлайн».
  8. Не подключайте к услуге «Мобильный банк» телефоны, которые Вам не принадлежат, по просьбе третьих лиц, даже если к вам обратились от имени сотрудников банка.
  9. При установке на телефон дополнительных программ обращайте внимание на полномочия, которые необходимы программе. Если программе требуются излишние полномочия – это повод проявить настороженность. Обращайте внимание на такие опасные разрешения: доступ и отправка СМС, доступ в Интернет.
  10. Установите на телефон антивирусное программное обеспечение и своевременно его обновляйте. Для платформы Android рекомендуется приложения DrWeb for Android Light и Kaspersky Internet Security for Android.
  11. Не переходите по ссылкам и не устанавливайте приложения/ обновления безопасности, пришедшие по СМС/электронной почте, в том числе от имени Банка.

Подробнее о мерах безопасности при использовании «Мобильного банка» вы можете прочитать на официальном сайте Сбербанка по адресу http://www.sberbank.ru/ru/person/dist_services/warning/mobbank/

Помните, что в случае хищения денежных средств с банковской карты, вам следует обратиться в полицию с соответствующим заявлением. Также вы вправе обратиться в банк с заявлением о возврате необоснованно списанных денежных средств в досудебном порядке.

В случае отказа банком в возврате денежных средств, вы вправе обратиться в суд, либо в прокуратуру при наличии оснований, предусмотренных ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ для рассмотрения вопроса о направлении заявления в суд (прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд).

 

 

Прокуратура г.Якутска

 

Напечатать страницу Напечатать страницу

Читайте также: