Как предпринимателям защитить свои права по муниципальным и госконтрактам?

В 2018 году в республике остро стоял вопрос длительного непогашения задолженности по государственным и муниципальным контрактам перед субъектами предпринимательства. Просроченная кредиторская задолженность по расходам на 01.01.2018 составляла 6 млрд рублей и была погашена только в конце прошлого года. Доля задолженности перед предпринимателями не преобладала, но составляла значительную часть.

В чем были причины такой ситуации? Как предпринимателям защитить свои права? Как обезопасить себя от неисполнения обязательств заказчиком? Кто им в этом должен и может помочь?

На эти и другие вопросы отвечает начальник отдела по надзору за законностью правовых актов и соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Республики Саха (Якутия) советник юстиции Михаил Слепцов.

— Как характеризуется состояние законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере госконтрактов?

— Прокуратурой республики проводится последовательная работа по защите прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение оплаты по исполненным ими государственным и муниципальным контрактам.

Органами прокуратуры принято 210 актов прокурорского реагирования, в том числе 113 представлений, к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ привлечено 68 лиц, общая сумма назначенных штрафов составляет около 2 млн рублей, предъявлен один иск о взыскании в судебном порядке ущерба, причиненного бездействием при оплате муниципального контракта.

Так, например, по административному делу, возбужденному по результатам прокурорской проверки, постановлением управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16.05.2018 к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей привлечён министр инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия) Сафронов за нарушение порядка и сроков оплаты по государственным контрактам, заключённым с 6-ю предпринимателями. Задолженность на общую сумму 1 990 157 рублей погашена в полном объёме.

Также органами прокуратуры практикуется работа по взысканию в регрессном порядке с виновных лиц взысканных судом с бюджета сумм неустойки и пени.

Благодаря принятым органами прокуратуры мерам погашена задолженность перед предпринимателями на сумму более 717 млн рублей.

На 1 января 2019 года совокупный объем долга по государственным и муниципальным контрактам составил около 5,5 млн руб.

— Что позволило так существенно изменить ситуацию?

— Укреплению платёжной дисциплины и усилению защиты прав предпринимателей – исполнителей публичных контрактов способствовала реализация подписанного президентом РФ Федерального закона № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Его проект был разработан Минэкономразвития России по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

— По каким причинам заказчики допускают нарушение обязательств по контрактам?

— Основными причинами образования задолженности являлись, во-первых, доведение предельных объёмов финансирования в пределах доходов, поступивших на счет государственного бюджета республики; во-вторых, принятие заказчиками обязательств сверх доведенных лимитов.

— Какую ответственность несут заказчики, нарушающие условия государственных и муниципальных контрактов?

Новой статьей КоАП РФ 7.32.5 предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования. За совершение указанного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, установлена ответственность в виде дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

Также следует отметить, что кроме ущемления прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, добросовестно исполнивших свои обязательства по контрактам, бездействие заказчиков по исполнению своих финансовых обязательств может влечь за собой дополнительные расходы бюджетов. В частности, при решении таких вопросов в судебном порядке помимо основной суммы долга заказчикам зачастую приходится выплачивать также проценты за пользование чужими денежными средствами, нести расходы по оплате государственной пошлины и услуг представителей.

Необходимо отметить, что намеренное бездействие заказчиков в решении вопросов оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) для государственных и муниципальных нужд при определённых обстоятельствах может образовывать состав преступлений, предусмотренных ст.ст. 169 («Воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности»), 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), 286 («Превышение должностных полномочий») Уголовного кодекса РФ.

— Можете привести примеры привлечения к ответственности?

— Наиболее крупная задолженность выявлена в министерстве здравоохранения РС (Я) – более 350 млнрублей. По результатам проверки прокуратурой республики 20.08.2018 в отношении министра здравоохранения РС (Я) Охлопкова возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ за нарушение порядка и сроков оплаты по государственным контрактам, заключенным с 19предпринимателями. Решением УФАС по Республике Саха (Якутия) министр здравоохранения привлечен к административной ответственности, назначен штраф в размере 30 тысяч рублей. Задолженность по контрактам была погашена в полном объеме.

По аналогичным основаниям по материалам прокуратуры республики постановлением УФАС по РС (Я) 24.08.2018 министр архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Кузакова привлечена к административной ответственности в виде штрафа за неоплату в срок 10 контрактов на сумму 1,5 млн руб.

По возбужденным прокуратурой республики административным делам также привлечены министры архитектуры и строительного комплекса, инвестиционного развития и предпринимательства, спорта транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), и другие руководители государственных и муниципальных учреждений. Размер штрафов каждому должностному лицу составил 30 тысяч руб.

— Такие проблемы есть только по государственным контрактам?

— К сожалению, нет. Так, например, 17.06.2016 между администрацией муниципального образования «Поселок Джебарики-Хая» и Обществом с ограниченной ответственностью «АН СТРОЙ-14» заключен муниципальный контракт № 02/16 на выполнение работ по капитальному ремонту системы центрального отопления в многоквартирных домах п. Джебарики-Хая (далее – Контракт). По иску прокурора Томпонского района решением районного суда с бывшего главы поселка в интересах МО «Поселок Джебарики-Хая» взыскано в порядке регресса оплаченные администрацией пени и расходы по государственной пошлине в размере 14 тысяч рублей в результате несвоевременного исполнения обязательств по муниципальному контракту. Судом установлено, что уважительные причины для нарушения сроков оплаты по контракту отсутствовали, причиной явилось бездействие главы МО «Поселок Джебарики-Хая».

— Как действовать предпринимателю в случае неисполнения заказчиком обязательств по оплате по контрактам?

— Предприниматели, исполнившие обязательства, часто не могут получить оплату от заказчиков в течение долгого времени. Нередко это влечет высокие и неоправданные финансовые издержки, и приводит к негативным финансовым последствиям.

Основным способом защиты предпринимателем своих прав является право на взыскание задолженности в арбитражном суде.

Данный способ защиты своих прав обеспечивает возможность принудительного исполнения судебного акта, а также компенсации понесенных убытков путем взыскания наряду с суммой основного долга суммы неустойки за ненадлежащее исполнение обязательства.

Второй способ защиты предполагает обжалование действий заказчиков, не исполняющих свои финансовые обязательства, в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему должностному лицу, а также в контрольно-надзорные органы и органы прокуратуры. При этом данные способы защиты могут применяться наряду с использованием судебного способа защиты права.

— Есть ли у предпринимателей возможность как-то обезопасить себя от неисполнения заказчиком своих обязательств?

— Предпринимателям при заключении контрактов необходимо обратить внимание на сроки и порядок оплаты по контракту (по 44-ФЗ). Перед заключением контракта необходимо проверить сроки оплаты по контракту -для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией — 15 рабочих дней (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). При заключении контракта срок оплаты должен быть установлен на срок не более 30 дней с даты подписания документа о приёмке и не может быть установлен, например, с момента поступления средств на соответствующую статью расходов или ввода объекта в эксплуатацию (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). В контракте необходимо определить соответствующий срок на оплату по каждому этапу контракта, составить график поставок и порядок оплаты в соответствии с этим графиком. Срок окончательного расчёта в документации должен соответствовать графику оплаты работ.

— Куда следует обращаться, чтобы привлечь виновных к ответственности?

— Правом на возбуждение дел об административных правонарушениях по ст. 7.32.5 КоАП РФ, а соответственно, и на рассмотрение обращений предпринимателей о привлечении должностных лиц заказчиков к ответственности по указанной статье, наделены контрольные органы в сфере закупок. Это Управление Федеральной антимонопольной службы по РС (Я) и Министерство финансов республики.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных вышеперечисленными статьями, отнесены к подследственности Следственного комитета Российской Федерации.

— В каком случае целесообразно идти с заявлением в прокуратуру?

— Прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, в том числе предусмотренном ст.ст. 7.32.5 КоАП РФ, но не имеет права подменять деятельность иных контролирующих органов, т.е. возбуждает тогда, когда контролирующий орган бездействует.

Если у предпринимателя имеются все основания полагать, что обязательство не будет исполнено в срок (и это подтверждено документально), то можно обраться в орган прокуратуры для объявления предостережения о недопустимости нарушения закона.

Органы прокуратуры также наделены полномочиями, направленными на понуждение заказчиков к исполнению своих финансовых обязательств. В указанных целях прокурор вносит представление, содержащее требование к заказчику самостоятельно устранить допущенное нарушение и рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Неисполнение законных требований прокурора, в том числе изложенных в представлении, влечет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ, предусматривающей наказание вплоть до дисквалификации.

— Когда и как можно обратиться в прокуратуру?

— Обращение можно принести непосредственно в прокуратуру района (города), направить по почте или через сайт прокуратуры республики в сети Интернет.

Кроме того, первый вторник каждого месяца органами прокуратуры объявлен Всероссийским днем приема предпринимателей.

При проведении указанного мероприятия представители бизнеса могут получить необходимые правовые консультации и обратиться с заявлениями по вопросам осуществления инвестиционной деятельности, снижения административного давления со стороны государственных и муниципальных органов, соблюдения законности при проведении проверок органами контроля (надзора), предупреждения и пресечения нарушений прав и законных интересов, в том числе по вопросам задолженности по оплате контрактов, заключенных для государственных и муниципальных нужд.

Городскими и районными прокурорами приём предпринимателей проводится в зданиях соответствующих прокуратур. Адреса прокуратур городского и районного звена, а также их телефоны можно уточнить на официальном сайте прокуратуры республики по адресу: http://proksakha.ru/ по вкладке: «Структура прокуратуры».

— Где прокуратура размещает полезную информацию для предпринимателей?

Ряд разъяснительных, просветительских материалов для предпринимателей размещён на сайте прокуратуры республики в разделе «Правовое просвещение».

Напечатать страницу Напечатать страницу

Читайте также: