Памятка предпринимателю

Данная памятка подготовлена прокуратурой Республики Саха (Якутия) в целях правового просвещения предпринимательского сообщества и содержит информацию обо всех аспектах взаимодействия с контролирующими органами при проведении проверок. Надеемся, что пособие поможет вам, прежде всего, квалифицированно защитить свои права в случае неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность должностных лиц органов государственного и муниципального контроля и лучше ориентироваться в действующем законодательстве.

 

Правовое регулирование деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

 

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Важно!

Положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются:

1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие контролирующих органов с предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований;

2) при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

3) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

4) при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

6) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

7) при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

8) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Сроки проверок

Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

 

Федеральные органы государственного контроля (надзора) Региональные органы государственного контроля (надзора)
1)Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия);

2) Государственная инспекция труда в Республики Саха (Якутия) Федеральной службы по труду и занятости;

3) Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия);

4) Управление государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

5) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия);

6) Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия):

— Управление по контролю за оборотом наркотиков;

— Управление по вопросам миграции;

— Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения;

— Центр лицензионно-разрешительной работы;

— Управление вневедомственной охраны;

7) Ленское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству;

8) Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия);

9)Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия);

10)Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Саха (Якутия);

11) Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия);

12) Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

13) Управление по Республике Саха (Якутия) Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

14) Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

1) Министерство образования Республики Саха (Якутия);

2) Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия);

3) Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия);

4) Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия);

5) Министерство культуры Республики Саха (Якутия);

6) Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия)

7) Управление Республики Саха (Якутия) по лицензированию и  осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;

8) Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия);

9) Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия);

10) Государственный комитет по обеспечению безопасности и жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия);

11) Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию;

12) Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия);

13) Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия)

14) Департамент по охране объектов культурного наследия Республики Саха (Якутия)

15) Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Правительстве Республики Саха (Якутия)

Органы муниципального контроля
1.Администрация ГО «Город Якутск»;

2.Администрация МР «Анабарский национальный район»;

3.Администрация МР «Мирнинский район»;

4.Администрация МР «Нерюнгринский район»;

5.Администрация МР «Олекминский район»;

6.Администрация МР «Хангаласский район»;

7.Администрация МР «Чурапчинский район»;

8.Администрация МР «Жиганский национальный район»;

9.Администрация МО «Поселок Айхал».

 

 

Внеплановые проверки

Основание Согласование с органом прокуратуры
Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения Не требуется
Поступление в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

 

 

 

 

 

 

 

Требуется

 

 

 

 

 

Требуется

 

 

 

 

 

Не требуется

Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Не требуется
 

                                                             Уведомление о проверке

Плановая проверка Внеплановая проверка
О проведении плановой проверки хозяйствующие субъекты уведомляются контролирующим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) органа контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении выездной внеплановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется контролирующим органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Исключение: Не требуется уведомления о внеплановой выездной проверке проводимой в связи с поступлением в органы контроля (надзора) информации о фактах возникновения угрозы или причинения вреда, нарушение прав потребителей и если в результате деятельности хозяйствующего субъекта причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

«Надзорные каникулы»

 

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства.

Исключением являются юридические лица и индивидуальных предпринимателя, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

«Надзорные каникулы» не распространяются на отдельные виды государственного контроля. Таких видов контроля 8. Наиболее актуальным для малого бизнеса является исключение из «надзорных каникул» федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного пожарного надзора, государственного экологического надзора, лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.

В исключительных случаях плановые проверки в отношении малого бизнеса все же могут быть проведены любым органом при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо решения о приостановлении и (или) аннулировании лицензии при условии, что с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

 

Грубые нарушения, влекущие признание результатов проверки недействительными:

  •  отсутствие оснований проведения плановой, внеплановой проверки;
  •  проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  •  отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
  •  нарушение срока уведомления о проведении проверки;
  •  привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядкеграждан и организаций;
  •  нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  •  проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  •  истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  •  превышение установленных сроков проведения проверок;
  •  непредставление акта проверки;
  •  участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Результаты проверки, проведенной с указанными нарушениями, не могут являться доказательствами допущенных хозяйствующим субъектом нарушений и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 

Куда обращаться, если нарушены права

  • Прокуратура Республики Саха (Якутия), адрес: 677890, г.Якутск, пр. Ленина, 48, телефон 36-45-94, электронная почта – resp_prok@sakha.ru;
  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) Соколова Айталина Валерьевна, адрес: 677890, г. Якутск, ул.Курашова, дом 24, каб. 504, телефон 507-885, факс 404-174, электронная почта – sakha@ombudsmanbiz.ru;
  • Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), адрес: 677980, г. Якутск, ул.Курашова, дом 28.

 

Напечатать страницу Напечатать страницу

Читайте также: