Правотворческая инициатива граждан

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим правотворческую инициативу граждан, является Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2019).

Из статьи 26 указанного Федерального закона следует, что с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. Представляется, что такая позиция может быть выражена в письменной или устной форме.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

На уровне Республики Саха (Якутия) нет базового нормативного правового акта, регламентирующего правотворческую инициативу граждан.

В Уставах отдельных муниципальных образований республики имеются статьи, регламентирующие правотворческую инициативу граждан. Например, В статье 13 Устава муниципального образования «Хоринский 1-й наслег» Усть- Алданского (района) в новой редакции» закреплено, что под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном правовым актом наслежного Совета депутатов. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом наслежного Совета депутатов и не может превышать 3 процента от числа жителей сельского поселения, обладающих избирательным правом. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом органов местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Якутской Городской Думой в целях реализации права граждан на непосредственное осуществление местного самоуправление и участия в его осуществлении решением от 9 декабря 2008 года №РЯГД -11-15 утверждено Положение о порядке реализации правотворческой инициативы граждан на территории городского округа «Город Якутск».

Таким образом, можно сказать, что в муниципальных образованиях республики принимаются необходимые меры по обеспечению реализации прав граждан на правотворческую инициативу.

Старший помощник прокурора Республики Саха (Якутия) по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами республики, органами местного самоуправления

старший советник юстиции

Е.Н. Неустроев

Напечатать страницу Напечатать страницу

Читайте также: