Прокуратура республики разъясняет: полномочия Главного государственного санитарного врача по РС(Я) по ликвидации вспышки кори

Прокуратурой республики в связи с обращением гр. З. проведена проверка соответствия федеральному законодательству постановления Главного государственного санитарного врача по РС(Я) от 18.12.2019 «О мерах ликвидации вспышки кори в РС(Я)» о проведении  противоэпидемических (профилактических) мероприятий, повлекших временное отстранение от посещений занятий образовательных организаций детей, не имеющих прививок против кори.

По результатам проверки установлено, данное постановление соответствует требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.

Так, частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее по тексту – Закон № 157) предусмотрен временный отказ в приеме граждан в образовательные организации в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

В силу ст. 1 и п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – ФЗ №52) Главный государственный санитарный врач и их заместители вправе проводить ограничительные мероприятия при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, к которым, в том числе, согласно п. 2.1 СП 3.1.2952-11 Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 N 108 (далее по тексту – СП 3.1.2952-11), относится корь.

Установлено, что при вынесении Постановления граница эпидемического очага определялась (город Якутск, МО «Жатай») с учётом положений п. 5.3 СП 3.1.2952-11 по результатам эпидемиологических расследований каждого случая кори, принимая во внимание места проживания, работы, обучения, пребывания всех заболевших и каждого подозрительного на заболевание, персонального круга лиц, бывших в контакте с заболевшим, их прививочный и инфекционный анамнез в отношении кори. Решение о границах очага принималось с учетом: множества неустановленных источников инфекции, сокрытия первыми больными информации о своих контактах, местах нахождения и передвижения, низким охватом профилактическими прививками (по каждому случаю кори среди контактных выявлялось до 70% неиммунных лиц).  По каждому случаю подлежало иммунизации от 40 до 60% лиц, контактировавших с заболевшими. Вышеизложенное предопределило границы очага — весь город Якутск и МО «Жатай».

В силу п. 5.4 СП 3.1.2952-11 при выявлении очага инфекции в дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, а также в организациях с круглосуточным пребыванием взрослых, с момента выявления первого больного до 21 дня с момента выявления последнего заболевшего в коллектив не принимаются лица, не болевшие корью, краснухой или эпидемическим паротитом и не привитые против этих инфекций.

Согласно п.п. 2.1, 2.3, 2.6 данного СП 3.1.2952-11 корь — это острое инфекционное вирусное заболевание с высоким уровнем восприимчивости, которое характеризуется высокой температурой (до 40.5С), воспалением слизистых оболочек полости рта и верхних дыхательных путей, конъюнктивитом и характерной пятнисто-папулезной сыпью кожных покровов, общей интоксикацией. Источник инфекции — больной корью в любой форме, который заразен для окружающих с последних дней инкубационного периода (последние 2 дня) до 4-го дня высыпаний. Инфекция передается воздушно-капельным путём. При кори возможны осложнения, связанные с работой центральной нервной системы, дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта, среди них: ларингит, круп (стеноз гортани), трахеобронхит, отит, первичная коревая пневмония, вторичная бактериальная пневмония, поражение зрительного нерва, коревой энцефалит, гепатит, лимфаденит, мезентериальный лимфаденит. У 10 % детей с недостаточностью питания и при отсутствии надлежащей медицинской помощи заболевание заканчивается смертельным исходом.

Учитывая полномочия, которыми в соответствии с п. 6 ст. 51 ФЗ №52 наделены главные государственные санитарные врачи, а так же Роспотребнадзор и его территориальные органы, в вынесении ими постановлений, направлены на осуществление обеспечения санитарного благополучия населения города Якутска и МО «Жатай» путем введения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, и не могут в данном случае рассматриваться как нарушающие права детей па получение образования.

Таким образом, Главному государственному санитарному врачу при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставление своим постановлением право вводить дополнительные противоэпидемические меры.

В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации обязаны создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья.

Учитывая изложенное, конституционное право на образование одних лиц, пренебрегающих государственными программами охраны и укрепления здоровья населения (в т.н. иммунопрофилактика), не должно препятствовать реализации конституционного права на охрану здоровья других, так как, прежде всего речь идет о временном отстранении детей от учебного процесса, а не об отказе в приеме детей в общеобразовательные учреждения, поскольку одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Поэтому проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения кори, соответствует положениям законодательства и позволяет соблюсти баланс интересов как лиц, решивших провести иммунизацию, так и лиц, воспользовавшихся предоставленных законам правом и отказавшихся от профилактической прививки.

Данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности выводами, изложенными в Апелляционном определении Московского областного суда РФ от № 33-9009/2014 от 19.05.2014 по заявлению А. о признании не соответствующими действующему законодательству Российской Федерации, нарушающими права граждан пунктов 5.2. и 7.2. постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий против кори на территории Московской области» и др.

Начальник отдела по надзору

за соблюдением прав, свобод и

законных интересов несовершеннолетних                                  

Ю.Н. Каминская

Напечатать страницу Напечатать страницу

Читайте также: