Прокуратура Республики Саха (Якутия) разъясняет: профилактика преступлений в сфере мобильного мошенничества

В последние годы криминогенная обстановка в республике характеризовалась ростом преступлений, связанных с хищениями совершёнными с использованием средств связи, в том числе при интернет-покупках.

По данным статистики за первое полугодие 2018 года зарегистрировано свыше 400 таких преступлений, в аналогичном периоде прошлого более 300. Рост этих преступлений, составивший 28%, объясняется развитием информационно-коммуникационных технологий на всей территории страны и в республике в частности, расширением зоны покрытия сетей мобильной связи, обеспечением доступности ресурсов глобальной сети «Интернет» для всех слоев населения.

Раскрываемость данных видов преступлений остается невысокой (по кражам денежных средств с банковских карт 40,7% (АППГ – 29%), по мошенничествам с использованием средств связи – 5,8% (АППГ – 14,8%).

Низкие показатели раскрываемости обусловлены, прежде всего, спецификой этих преступлений (совершение лицами, зачастую находящимися в других регионах страны), совершением их в условиях неочевидности (без визуального или иного контакта с потерпевшими), недостаток у сотрудников оперативных подразделений и органов предварительного расследования практического опыта в раскрытии и расследовании подобных уголовных дел.

Основными способами хищений являются следующие случаи.

  1. Хищения при помощи услуги «Мобильный банк». К примеру, Иванов сменил номер своего телефона, при этом забыл сменить номер в договоре с банком, который привязан к его банковской карте услугой «Мобильный банк». Через некоторое время оператор сотовой связи передает прежний номер Иванова новому владельцу Сидорову, который может беспрепятственно снять денежные средства с банковской карты Иванова, через услугу «Мобильный банк».

Поэтому необходимо соблюдать элементарные меры предосторожности, чтобы уберечь себя от случаев хищения денежных средств. Так, в случае утраты сотового телефона или сим-карты, а также в случаях, когда вы решили сменить номер телефона, необходимо уведомить об этом банк, и путем подачи письменного заявления отключить услугу «Мобильный банк».  Необходимо знать, что оператор сотовой связи передаст номер телефона другому абоненту, в случае, если вы определенное время ею не пользуетесь, а банк, не будучи уведомлен об этом, продолжит направлять СМС-оповещения с данными по операциям с вашей картой, на номер телефона, который вам уже не принадлежит.

  1. Звонки или рассылка сообщений злоумышленниками, которые представляются работниками банка. Нередки случаи, когда потерпевшему звонит злоумышленник и, представляясь работником банка, сообщает потерпевшему, что его банковская карта заблокирована и для ее разблокировки, необходимо назвать номер карты и пароль, который потерпевший получит через некоторое время в виде смс-сообщения. Ничего не подозревающий потерпевший диктует злоумышленнику номер карты и называет пароль, который получает через некоторое время в виде смс-сообщения, в результате с банковской карты потерпевшего происходит снятие денежных средств.

Необходимо отметить, что злоумышленником может быть женщина с хорошей дикцией и приятным голосом.Ни при каких обстоятельствах не сообщайте свои персональные данные.

  1. Заражение смартфона потерпевшего с помощью вредоносных программ. Хищения происходят следующим образом: вирусная программа попадает в смартфон через спам-рассылку смс-сообщений. Переходя по ней, ничего не подозревающий владелец смартфона устанавливает у себя вредоносную вирусную программу. Она может блокировать информацию об отправляемых и получаемых смс-сообщениях и отправляет смс-сообщения на определенный номер, осуществляя тем самым перевод денежных средств с банковской карты. Деньги переводятся на номера телефонов или на банковские счета мошенников.

При поступлении на Ваш мобильный телефон разного рода рассылок необходимо быть бдительными и не отвечать на подобные сообщения, ни в коем случае не переходить по каким либо указанным ссылкам. Необходимо помнить, что SMS-сообщения, например, Сбербанка всегда отправляются с короткого номера «900», сотрудники банков никогда не запрашивают у клиента информацию о реквизитах карты, пин-коды и одноразовые пароли.

  1. Совершение покупок в интернет-магазинах или интернет сайтах по размещению объявлений. Не следует совершать покупки в непроверенных интернет-магазинах. Нередко такие магазины привлекают покупателей низкой ценой, качественным оформлением сайтов. Прежде чем совершать покупку не забывайте внимательно изучать отзывы покупателей, старайтесь узнать о магазине как можно больше. Не лишним будет связаться с представителями магазина, задать им несколько вопросов.

Наконец, если гражданин все-таки стал жертвой мошенничества или кражи, необходимо немедленно заблокировать свою банковскую карту, получить у оператора сотовой связи детализацию по исходящим и входящим звонкам, получить у банка выписку по движению денежных средств и обратиться в полицию.

 

Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Напечатать страницу Напечатать страницу

Читайте также: