Прокуратура Сунтарского района разъясняет: новые методы выявления дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов

Приказом Минтруда России от 09.11.2017 № 777 утверждены рекомендации по организации работы по выявлению возможных признаков прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов.

Данные рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи государственным учреждениям службы занятости населения, работодателям, профессиональным сообществам, образовательным и другим организациям по исключению случаев проявления дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов, для организации работы по выявлению возможных признаков прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов.

Основными формами возможного проявления дискриминации относится:

1) отсутствие доступа к информации о вакансиях, о конкурсном избрании, в том числе для инвалидов по зрению и слуху;

2) не проведение с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА) показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности мероприятий по сопровождаемому содействию занятости нуждающемуся в нем инвалида;

3) отказ в создании условий для осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалида путем приспособления с учетом его потребностей маршрута передвижения по территории организации, обеспечения доступности для него необходимых служебных помещений и информации (в том числе, несоблюдение гигиенических требований к условиям труда инвалида);

4) отказ в разумном приспособлении (в том числе, невыполнение работодателем комплекса мероприятий по дооборудованию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места для инвалида таким образом, чтобы не имелось ограничений или препятствий при выполнении им работы по сравнению с другими работниками);

5) неоказание помощи в организации труда при дистанционной работе и работе на дому;

6) отказ в закреплении при необходимости наставника;

7) несоблюдение требований трудового законодательства в отношении условий труда инвалидов;

8) непредоставление инвалидам услуг, связанных с выбором профессии, специальности или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости;

9) отказ инвалидам в переводе на другую имеющуюся в организации работу в соответствии с рекомендациями о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности, содержащимися в ИПРА;

10) отказ в приеме на работу на основании наличия инвалидности;

11) наличие при приеме на работу избыточных требований, не связанных с трудовой деятельностью инвалида и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу;

12) увольнение работников по признаку инвалидности.

Если инвалид считает, что его право на труд нарушается работодателем, он вправе обратиться с заявлением в письменном виде или в форме электронного документа в Государственную инспекцию труда в Республике Саха (Якутия) либо через сайт www.онлайнинспекция.рф провести самопроверку соблюдения требований трудового законодательства в своей организации, а также оставить электронное обращение о нарушении его норм.

Установление фактов дискриминации со стороны работодателя в отношении гражданина в связи с установлением ему инвалидности осуществляется судами по заявлению граждан, считающих, что они подверглись дискриминации, по которому суд может принять решение о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации).

Также о нарушении законодательства о дискриминации можно обратиться в прокуратуру, для принятия мер прокурорского реагирования в отношении нарушителей закона.

Например, прокуратурой Сунтарского района проведённой проверкой установлено, что  ООО «Сунтарцеолит», имеющее более 70 работников, продолжительное время не предоставляло в ГКУ «Центр занятости населения Сунтарского улуса» информацию о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, что является нарушением    Закона Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1093-З N 1079-IV «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)», по которому работодатели обязаны:

— выделять и (или) создавать рабочие места в соответствии с установленной квотой;

— ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

— ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу граждан, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 2 названного Закона.

В указанной связи, прокуратурой Сунтарского района в отношении должностного и юридического лица вынесены постановления о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ. По результатам рассмотрения административных дела ООО «Сунтарцеолит» и его должностное лицо привлечены к административной ответственности, наложены штрафы. Постановления вступили в законную силу, штрафы оплачены.  Кроме того, руководителю предприятия внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное лицо организации привлечено к  дисциплинарной ответственности.

 

Прокурор Сунтарского района

младший советник юстиции

Александр Винокуров

 

 

Напечатать страницу Напечатать страницу

Читайте также: