Прокуратура Верхнеколымского района разъясняет: многодетные семьи имеют право на получение 30% скидки на коммунальные платежи

Указом  Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей предусмотрен ряд льгот, в том числе скидка  в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Пунктом 3 данного Указа Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации  поручено в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.

До настоящего времени данный порядок не разработан. При этом после принятия 22.08.2004 г. Федерального закона № 122 разграничены  полномочия  между федеральными  органами государственной власти и субъектами Российской Федерации, о том, что вопросы социальной поддержки граждан являются полномочиями  субъектов РФ, т.е. Республики Саха (Якутия).

При этом ст. 153 Федерального закона № 122 — ФЗ  указано, что при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной формы, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Несмотря на это,  Законом РС (Я) от 17.12.2008 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС (Я)», а также иными  нормативно-правовыми актами субъектов не предусмотрены права многодетных семей на получение 30% скидки на коммунальные услуги, что влечет за собой невозможность предусмотреть расходы на обеспечение данных обязательств в бюджете республики ( ст.85 Бюджетного кодекса РФ).

В этой связи прокуратурой республики в 2011 году внесено представление в Государственное собрание (Ил Тумэн) РС (Я), которое в части предоставления многодетным семьям скидки в размере не ниже 30 % установленной платы за пользование водой, канализацией, газом и электроэнергией оставлено без удовлетворения.

Таким образом, Республикой Саха (Якутия)  уменьшен объем социальной поддержки многодетных семей по сравнению с Указом Президента РФ № 431 вопреки требованиям ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ, п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,  ст. 85 Бюджетного кодекса РФ.

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 9 апреля 2002 года N 68-О пробел в законодательном регулировании не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. Конституционный Суд РФ установил, что суды «общей юрисдикции и арбитражные суды, рассматривая дела по спорам, связанным с предоставлением льгот донорам крови и ее компонентов, впредь до законодательного урегулирования данных правоотношений вправе и обязаны истолковывать положения статьи 4 в системной связи со статьями 5 и 6 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов», возлагающими обязанности по предоставлению донорам льгот как на федеральный, региональные и местные бюджеты, так и на организации, в интересах личности (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации).

Учитывая, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета (решение Верховного суда РФ от 26 марта 2003 г. N ГКПИ 03-139).

На основании изложенного, родителям многодетных семей , нуждающихся в оказании мер социальной поддержки ( т.е. совокупный доход на члена семьи которых ниже прожиточного минимума),  необходимо прежде всего обратиться в управляющие компании и поставщикам  услуг  по отоплению, водоснабжению, канализацией, газом и электроэнергией  с заявлением по поводу предоставления скидки в размере 30% данных услуг, с приложением документов, подтверждающих наличие трех и более детей. На втором экземпляре заявления необходимо получить доказательство поступления заявления в управляющую компанию, поставщику данных услуг ( дату и № вх. ) либо отправить  данное заявление с приложением справки о многодетности, прописке заказным письмом. После чего, если в месячный срок с момента обращения данная скидка не будет предоставлена, обратиться с заявлением в прокуратуру города (района) о нарушении управляющей компанией, поставщиком соответствующих услуг Указа  Президента РФ от 05.05.1992 N 431.

Многочисленная судебная практика свидетельствует о том, что управляющие компании и поставщики  других субъектов РФ  предоставляют  многодетным семьям 30% скидки  в соответствии с Указом президента РФ № 431, после чего взыскивают понесенные  ими убытки с Казны Российской Федерации. Например,  Высший Арбитражный суд РФ  в определении от 15.07.2009 г. № ВАС- 9470/09  указал, что открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» взыскало с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации  167 274 рубля 40 копеек расходов на услуги по электроснабжению граждан,  с учетом 30-процентную скидки по оплате оказанных услуг многодетным семьям во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Высший Арбитражный суд РФ указал, что поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды удовлетворили исковое требование за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таких решений вынесено около 200.

Таким образом,  родителям из малообеспеченных многодетных семей необходимо активнее защищать свои права на получение льгот, гарантированных Указом Президента РФ № 431, а управляющим  компаниям и поставщикам коммунальных услуг-предоставлять данные льготы с последующим их взысканием с Казны Российской Федерации.

Напечатать страницу Напечатать страницу

Читайте также: